Неточные совпадения
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно
жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От
частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Послушать, так нужная степень нравственного развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя в кармане, как табакерку, что это «само собой разумеется», что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость — суть основные законы и
частной, и общественной
жизни, что «честность, честности, честностью» и т. д.
Сведения об этой, столь рано его оставившей, супруге довольно у меня неполны и теряются в моих материалах; да и много из
частных обстоятельств
жизни Версилова от меня ускользнуло, до того он был всегда со мною горд, высокомерен, замкнут и небрежен, несмотря, минутами, на поражающее как бы смирение его передо мною.
Дворовые и слуги чрезвычайно много разделяли интересов
частной, духовной и умственной
жизни своих господ в былое время.
Версилов, отец мой, которого я видел всего только раз в моей
жизни, на миг, когда мне было всего десять лет (и который в один этот миг успел поразить меня), Версилов, в ответ на мое письмо, не ему, впрочем, посланное, сам вызвал меня в Петербург собственноручным письмом, обещая
частное место.
Это вглядыванье, вдумыванье в чужую
жизнь, в
жизнь ли целого народа или одного человека, отдельно, дает наблюдателю такой общечеловеческий и
частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь.
«
Частный» же взгляд на
жизнь, для которого все историческое, мировое, сверхличное — чуждое и инородное, делает рабом, способным лишь на рабий бунт.
Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами
частной, семейной, бытовой
жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение.].
У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень трудно довести до сознания исторической задачи и исторической ценности, их взгляд на
жизнь — безнадежно и безвыходно «
частный».
Интересы
жизни частной, эгоистически семейной, мещанской побеждаются интересами
жизни национальной, исторической, мировой, инстинктами славы народов и государств.
В «Войне и мире» не только «мир» побеждает «войну», но и вообще реальность «
частной»
жизни побеждает призрачность
жизни «исторической», детская пеленка, запачканная в зеленое и желтое, оказывается существеннее, глубже всех Наполеонов и всех столкновений Запада и Востока.
Женское
частное сострадание может привести к увеличению страданий, ибо оно не видит общей перспективы человеческой
жизни, целиком захвачено временно-частным.
Частная точка зрения на
жизнь, имеющая в виду исключительно благо или несчастья людей — Петр́ов и Ив́анов, — не есть непременно обывательская, безыдейная точка зрения, — она может быть и очень идейной, принципиальной.
Тот взгляд на
жизнь, который я называю историческим лишь в противоположность
частному и который, в сущности, религиозный, — ценности ставит выше блага, он принимает жертвы и страдания во имя высшей
жизни, во имя мировых целей, во имя человеческого восхождения.
Очень характерно, что Л. Толстой и тогда, когда писал «Войну и мир», и тогда, когда писал свои нравственно-религиозные трактаты, был безнадежно замкнут в кругу
частной точки зрения на
жизнь, не желающей знать ничего, кроме индивидуальной
жизни, ее радостей и горестей, ее совершенств или несовершенств.
Господство
частных оценок и
частных точек зрения на
жизнь не способствует расцвету личности.
Более же поверхностный, «
частный» взгляд на
жизнь боится жертв и страданий и всякую слезу считает бессмысленной.
Но в отношении к
жизни русской интеллигенции, да и вообще русских людей есть как бы преобладание женственного, господства чувства женственного сострадания, женственных «
частных» оценок, женственного отвращения к истории, к жестокости и суровости всего исторического, к холоду и огню восходящего ввысь духа.
Для Толстого
частная, растительно органическая
жизнь всегда реальнее и существеннее, чем
жизнь духовная, чем презираемое им культурное творчество, чем «науки и искусства».
Одни смотрят на войну, как и на все на свете, с
частной точки зрения, с точки зрения личной или семейной
жизни, блага и счастья людей или их страдания и несчастья.
Такое женски-частное и женски-сострадательное отношение к
жизни всегда бывает результатом решительного преобладания чувства над волей.
По-другому, менее последовательно, чем Л. Толстой, но также отвергла исторический и утверждала «
частный» взгляд на
жизнь значительная часть русской интеллигенции в своем традиционном миросозерцании.
Если оно возбуждается исключительно внешним предметом, внешним доводом, оно мимолетно и охватывает только одну свою
частную сторону
жизни.
Дня через два она уехала в город и всем дворовым дала отпускные. Потом совершила на их имя дарственную запись, которою отдавала дворовым, еще при
жизни, усадьбу и землю в полную собственность, а с них взяла
частное обязательство, что до смерти ее они останутся на прежнем положении.
Ибо общий уклад пошехонской дворянской
жизни был везде одинаков, и разницу обусловливали лишь некоторые
частные особенности, зависевшие от интимных качеств тех или других личностей.
Наша философия должна развиться из нашей
жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и
частного бытия».
Религиозный гнозис лишь превращает
частную научную истину в истину полную и цельную, в истину как путь
жизни.
И в той
частной форме борьбы за
жизнь, которую утверждает позитивизм, есть положительная правда, превращающаяся в ложь лишь тогда, когда претендует на верховенство.
Всякий, кто учился, служил, занимался
частными комиссиями, вообще имел дела с людьми, — натыкался, вероятно, не раз в
жизни на подобного самодура и может засвидетельствовать практическую справедливость наших слов.
Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом
частном и случайном факте
жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Об Островском даже сами противники его говорят, что он всегда верно рисует картины действительной
жизни; следовательно, мы можем даже оставить в стороне, как вопрос
частный и личный, то, какие намерения имел автор при создании своей пьесы.
Оно берет своих агентов из того общества, и если они являются в службе негодяями, лентяями, дураками, то они таковыми же были и в
частной своей
жизни, и поэтому обществу нечего кивать на Петра, надобно посмотреть на себя, каково оно!
И, главное, ведь вот что обидно: они тебя, можно сказать,
жизни лишают, а ты, вишь, и глазом моргнуть не моги — ни-ни, смотри весело, чтоб у тебя и улыбочка на губах была, и приветливость в глазах играла, и закуска на столе стояла: неровно господину
частному выпить пожелается. Вошел он.
— Что делать?
Жизнь! — отвечал на это философским тоном
частный и стал спрашивать старичка-чиновника...
Это была совершенно особенная,
частная формула
жизни, которая могла существовать и удовлетворять себя совсем независимо от общей жизненной формулы.
Он сам даже ничего не делает, ему только кажется, что делает он, но в действительности творятся все те дела, которые ему кажется, что он делает, через него высшею силою, и он не творец
жизни, а раб ее; полагая же
жизнь свою в признании и исповедании открывающейся ему истины, он, соединяясь с источником всеобщей
жизни, совершает дела уже не личные,
частные, зависящие от условий пространства и времени, но дела, не имеющие причины и сами составляющие причины всего остального и имеющие бесконечное, ничем не ограниченное значение.
И поэтому, как для того, чтобы вернее обеспечить
жизнь, собственность, свободу, общественное спокойствие и
частное благо людей, так и для того, чтобы исполнить волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем основное учение непротивления злу злом, твердо веруя, что это учение, отвечая всем возможным случайностям и выражая волю бога, в конце концов должно восторжествовать над всеми злыми силами.
Если прежде человеку говорили, что он без подчинения власти государства будет подвержен нападениям злых людей, внутренних и внешних врагов, будет вынужден сам бороться с ними, подвергаться убийству, что поэтому ему выгодно нести некоторые лишения для избавления себя от этих бед, то человек мог верить этому, так как жертвы, которые он приносил государству, были только жертвы
частные и давали ему надежду на спокойную
жизнь в неуничтожающемся государстве, во имя которого он принес свои жертвы.
Что посему, ежели господа
частные пристава не надеются от распространения наук достигнуть благонадежных результатов, то лучше совсем оные истребить, нежели допустить превратные толкования, за которые многие тысячи людей могут в сей
жизни получить законное возмездие, а в будущей лишиться спасения…
Дудаков. А если вся
жизнь слагается из мелочей? И что значит привыкнуть?.. К чему? К тому, что каждый идиот суется в твое дело и мешает тебе жить?.. Ты видишь: вот… я и привыкаю. Голова говорит — нужно экономить… ну, я и буду экономить! То есть это не нужно и это вредно для дела, но я буду… У меня нет
частной практики, и я не могу бросить это дурацкое место…
Поэтому приписывать замечательным двигателям истории ясное сознание отдаленных последствий их действий или все самые мелкие и
частные их деяния подчинять одной господствующей идее, представителями которой они являются во всей своей
жизни, делать это — значит ставить
частный произвол выше, чем неизбежная связь и последовательность исторических явлений.
Он составляет
частный случай общего закона человеческой
жизни, что страсти достигают ненормального развития только последствие ненормального положения предающегося им человека, и только в таком случае, когда естественная и в сущности довольно спокойная потребность, из которой возникает та или другая страсть, слишком долго не находила себе соответственного удовлетворения, спокойного и далеко не титанического.
Но эта мысль только
частное приложение общей мысли, что человек удовлетворяется вообще только математически совершенным; нет, практическая
жизнь человека убеждает нас, что он ищет только приблизительного совершенства, которое, выражаясь строго, и не должно называться совершенством.
Так что, наконец, Акакий Акакиевич раз в
жизни захотел показать характер и сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого
частного, что они не смеют его не допустить, что он пришел из департамента за казенным делом, а что вот как он на них пожалуется, так вот тогда они увидят.
Англия одарена величайшим смыслом
жизни и деятельности, но всякое деяние ее есть
частное; общечеловеческое у британца превращается в национальное; всеобъемлющий вопрос сводится на местный.
Стремление к истине, к знанию не исключает никаким образом
частного употребления
жизни; можно равно быть при этом химиком, медиком, артистом, купцом.
Живая целость состоит не из всеобщего, снявшего
частное, но из всеобщего и
частного, взаимно друг в друга стремящихся и друг от друга отторгающихся; ее нет ни в каком моменте, ибо все моменты — ее; как бы ни казались самобытны и исчерпывающи иные определения, они тают от огня
жизни и вливаются, теряя односторонность свою, в широкий, всепоглощающий поток…
Всякий может быть судьею для равных ему и должен знать уставы государственные; всякий для своей безопасности избирает достойнейшего, поручая ему некоторым образом жребий свой; всякий, зная тяжбу, знает и судящихся, будучи товарищем их в гражданской
жизни; всякий боится употребить во зло общую доверенность, ибо через три года возвратится он в состояние
частного гражданина и будет наказан общим презрением, если не исполнит обязанностей чести.
В нем упущено из виду то, что не
частные явления
жизни и истории вытекают из каких-то общих начал и отвлеченных стремлений, а сами-то начала и стремления слагаются из
частных фактов, определяются
частными нуждами и обстоятельствами.
Но судьба поступила с ними безжалостно: она круто перевернула многих из них испытаниями всякого рода, общими и
частными, — и они утвердились в убеждении, что
жизнь беззаконна и нелепа, а только принцип истинен и законен.